Любые переходные периоды в жизни человека
всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы
— это сложный и ответственный период; от того, как пройдет
процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с
нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими
проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную
помощь мы можем оказать ребятам.
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки
связано с активизацией деятельности
гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны
которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный
рост тела.
Вследствие неравномерного
физического развития всего организма, и в частности нервной
системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность,
вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в
виду и педагоги, и родители.
Подростковый возраст иногда
называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности,
поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании.
Труден сам процесс превращения ребенка во
взрослого. Вместе с тем в этом возрасте
множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших
замыслов, активного стремления к творческой деятельности.
Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое
заучивание наизусть учебного материала и его
механическое воспроизведение.
В 5-м
классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в
широком смысле —
приспособление к окружающим условиям.
Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной
действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.
Адаптация пятиклассников к предметному обучению
Переход учащихся из начальной школы в основную
справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и
школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со
снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным
порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу
и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и
требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием
успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности
психологического и физического здоровья обучающихся.
Что же может затруднить адаптацию
детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже
противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в
ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти
требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет
умением, необходимым для взрослой жизни.
Очень значимо сохранить
положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный
интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования
и самореализации.
Один из факторов, приводящих к
формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со
стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо
чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и
помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к
школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Трудности у пятиклассников может вызывать
и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу,
особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников.
Дело в том, что в 10—11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка.
Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались
в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие
дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами,
проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса
самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной
сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной
мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к
действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с
учителями, снижение успеваемости.
Рекомендации для родителей
(Материалы к родительскому собранию можно скачать здесь)
- Необходимость смены учебной
деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей
между выполнением домашних заданий.
- Наблюдение родителей за правильной позой
во время домашних занятий, правильности светового режима.
- Предупреждение близорукости, искривления
позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
- Обязательное введение в рацион ребенка
витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.
- Забота родителей о закаливании ребенка,
максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного
уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
- Активное участие членов семьи в развитии
двигательной активности ребенка.
- Первое условие школьного успеха
пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми
он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление родителями
интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им
школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего
школьного дня.
- Обязательное знакомство с его
одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер
воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии
других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и
психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период
адаптации к школьному обучению.
- Предоставление ребенку самостоятельности
в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной
деятельностью.
- Поощрение ребенка, и не только за
учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Успехов Вам!
Комментариев нет:
Отправить комментарий