Психологічне здоров'я

ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМОЧЬ В СОСТОЯНИЯХ УНЫНИЯ, ДЕПРЕССИИ.
/СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА УЧАЩИМСЯ, ВЗРОСЛЫМ/

1.ВЫГОВОРИТЕСЬ! Этот прием возможен, когда рядом есть кто-то обязательно доброжелательный и расположенный выслушать, пусть даже молча, кому вы, безусловно, доверяете. Цените тех, к кому  можно обратиться в трудную минуту, и не упускайте возможности предложить  (не навязчиво!) свою услугу человеку, которому нужно сбросить груз «невыговоренности». В компаниях и учебно-трудовых коллективах, как правило, находится человек, к которому многие обращаются за подобной помощью. В  социальной психологии такого человека  условно именуют “жилеткой” (в которую можно поплакаться). Обычно это люди немолодые, душевные, умеющие хранить чужие тайны. Нередки случаи, когда облегчение приносит беседа со  случайным попутчиком в поезде или с соседом в длинной очереди. Здесь работает фактор анонимности – этот человек не знает  вас  и, скорее всего, вы больше никогда не увидитесь. Одинокие люди, имеющие домашних животных, часто выговаривают все, что накипело,  им (с полной гарантией сохранения тайны исповеди!). Не случайно статистикой      установлено, что присутствие в доме собак или кошек продлевает их одиноким владельцам жизнь, выполняя роль громоотвода отрицательных эмоций.

2. НАПИШИТЕ ПИСЬМО! Если подходящего слушателя нет или вы не хотите прибегать к первому приему, у вас есть другая возможность: напишите все ваши огорчения и переживания в форме письма, кому угодно, хоть вашим потомкам. Причем это письмо совсем не обязательно отсылать, а если вы его сохраните, то спустя какое-то время вам будет очень интересно, а скорее всего, полезно, перечитать его и сделать кое-какие выводы. Если у вас есть поэтический дар (не обязательно  пушкинского уровня – достаточно уметь подбирать рифмы), напишите это письмо в стихах.  Может быть, даже целую поэму, предназначенную не для опубликования   в собрании ваших сочинений, а для снятия стресса. Впрочем, если таких писем накопится несколько, они представят интерес и будут полезны, когда вы решите проконсультироваться о своих проблемах у специалиста – психолога. А делать это полезно периодически каждому .

3. СДЕЛАЙТЕ СЕБЕ ПОДАРОК! Эту рекомендацию можно выполнить как буквально (немедленно собраться, пойти в магазин и постараться купить что-либо для себя или своих близких, причем достаточно бывает даже симпатичной безделушки), так и в переносном смысле – “подарив ”  себе несколько часов  или целый  день приятного времяпрепровождения. Позвольте себе заниматься только тем, что вам хочется! Хотя  бы пару часов! При этом помните, что такого рода “подарки” нельзя делать слишком часто, иначе радость от них  заметно потускнеет.

4. ПОМОГИТЕ ДРУГОМУ!  Всегда есть человек, нуждающийся в чьей-то помощи,  хотя бы даже в том, чтобы его выслушали. Переключив свою энергию на помощь ближнему (или “дальнему”), вы не только сделаете доброе дело, но и поможете себе выйти из пассивно упаднического настроения, активизируете себя, ибо творить добро всегда приятно.

5. ПОЧУВСТВУЙТЕ ЗЕМЛЮ  ПОД НОГАМИ! Эта рекомендация выполняется в основном физически, но действует на общее (в первую очередь эмоциональное) состояние человека. Вспомните, что такие чувства, как паника, ужас, растерянность, охватывают тонущего, не умеющего плавать, лишившегося  опоры под ногами. Но  ведь у вас-то такая опора есть в самом прямом смысле, вы – то при желании можете почувствовать ногами землю! Так и сделайте: ощутите ступнями твердую опору, на которой вы находитесь, попрыгайте слегка, представьте, что вы мощное дерево, пускающее в землю свои корни. Главное – осознайте и всем телом почувствуйте отличие своего положения от тонущего (в прямом смысле). Реальное ощущение твердой почвы под ногами оказывает психологическое воздействие  в переносном  смысле, повышая уверенность в себе, вливая заряд новых сил и  оптимизма.

6. РАСТВОРИТЕ ПЕЧАЛЬ ВО СНЕ! Если время позднее (впрочем, это не обязательно) и вы сможете заснуть, это один из наиболее простых и во все века используемых способов расстаться с унынием и плохим настроением.  Отдохнувший мозг направит мысли в русло более конструктивных решений  и оптимистического отношения к жизни и проблемам, которые неизбежно возникают. Не случайно почти у всех народов есть пословица, соответствующая известной русской “Утро вечера мудренее!”  Не забывайте только,  перед тем как заснуть, настроить себя на то, чтобы, проснувшись, вы посмотрели  на мир уверенно и радостно – без прежних горьких мыслей, от которых опускаются руки и  ничего не изменяется в лучшую сторону.

            7. “НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА!” Эта известная поговорка может служить девизом направленности ваших мыслей и действий. Возьмите  карандаш (лучше цветной) и бумагу и постарайтесь бесстрастно написать все хорошее, что  присутствует в вашем положении или событии, что повергло вас в уныние и тоску. Например, даже у заболевшего человека может неожиданно появиться возможность вдоволь почитать, что раньше из-за сильной занятости хронически не  удавалось, спокойно подумать о делах и о своей жизни вообще, возможно пересмотреть какие-то свои взгляды. Можно вспомнить и о том, что всякая болезнь – испытание для организма, которое закаляет его. Составив такой “цветной список”, направьте свои силы на воплощение в жизнь  того, что написано – пускай хорошее постепенно начинает перетягивать плохое!

            Конечно, можно привести и многие  другие рекомендации, но достаточно, видимо, этого перечня, чтобы начать применять какие-то из приемов на практике, а, быть может, и опытным путем найти для себя что-то более подходящее. Ведь здесь необходим  индивидуальный подход к самим себе!   Еще одна рекомендация:  не держите  этот перечень приемов только “на самый крайний случай”. Используйте их постоянно, тренируйтесь дома и  на  работе и  на учебе.

Успехов!


Не допустим аутоагрессию!

Факторы, препятствующие возникновению аутоагрессивного поведения у подростков:

    Антиаутоагрессивные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению аутоагрессивных намерений. К ним относятся:
·   эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
·   выраженное чувство долга, обязательность;
·   концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
·   учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
·   убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
·   наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
·   наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
·   психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
·   наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
·   проявление интереса к жизни;
·   привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
·   уровень религиозности и боязнь греха аутоагрессии;
·   планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
·   негативная проекция своего внешнего вида в результате аутоагрессии.

    Чем большим количеством антиаутоагрессивных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антиаутоагрессивный барьер.

 Профилактика аутоагрессии    


      За любое аутоагрессивное поведение ребёнка в ответе взрослые!
Ко всем намекам на аутоагрессию следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики аутоагрессии. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
       Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

       Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.


Оптимизация межличностных отношений в школе


       Поскольку причинами аутоагрессии среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
       Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе  уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
Для предотвращения аутоагрессии у детей учителя могут сделать следующее:
·   вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;
·   внушать им оптимизм и надежду;
·   проявлять сочувствие и понимание;
·   осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.

Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.

 Направления работы специалистов (педагога-психолога, психотерапевта) по профилактике депрессии и аутоагрессии:
·   Провести с ребенком работу по снятию негативных эмоций, которые у него копятся,
·   помочь разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими, 
·   обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса,
·   оказать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей и т. д.,
·   при необходимости включить подростка в группу социально-психологического тренинга, провести психокоррекционные занятия по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Психолог должен рассказать учителям и родителям, что такое суицид, как выглядит депрессивный подросток. Ведь классическое представление о том, что это ребенок  с грустными глазами, не всегда соответствует действительности. Депрессивным может оказаться как раз тот, кто выпивает, смолит папироску и хамит маме.

 Для предотвращения суицидальных попыток при наличии суицидального поведения психологу необходимо:
·   снять психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации,
·   уменьшить психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение,
·   формировать компенсаторные механизмы поведения,
·   формировать адекватное отношение к жизни и смерти. ребенка
 
   При малейшем подозрении на психическую патологию у ребенка надо обязательно проконсультироваться у психиатра. Без ведома родителей этого делать нельзя, но обсудить ситуацию со специалистом психолог имеет право.
   Если есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно всячески стараться объяснить родителям, чем они рискуют, если оставят ребенка без помощи. Чтобы подросток не счел психолога предателем,  нужно сказать примерно следующее: «Твое состояние, возможно, связано с тем, что ты в последнее время не можешь самостоятельно справляться со своими проблемами. По поводу этого нам нужно обязательно получить квалифицированную консультацию, а по правилам эту консультацию нельзя получить без ведома родителей. Давай подумаем вместе, как мы родителей в эту ситуацию будем включать». Если же у подростка проблемы с родителями, это вопрос каждого отдельного случая.

Презентація  "Загроза аутоагресії в дитячому середовищі"


Скарбничка корисних матеріалів


(скачати матеріал "Перша психологічна допомога")


(скачати матеріал "Посттравматичний стресовий розлад. Самодопомога")



ЯК ДОПОМОГТИ САМОМУ СОБІ

ПОДОЛАТИ ПСИХОЛОГІЧНУ ТРАВМУ






Що таке «психологічна травма»?



         Психологічна травма («психотравма») – це травма, що виникла в результаті дії на психіку людини особисто значущої інформації, інтенсивних або ж довготривалих гостроемоційних, стресових впливів.

Як її у себе діагностувати? (Якщо ви спостерігаєте у себе більше 2-х симптомів)

·     у Вас порушений сон або сняться кошмари;

·     Вас переслідують нав’язливі спогади;

·     Ви втратили інтерес до життя;

·     Вам нічого не хочеться робити (ні вдома, ні на роботі);
·     Вам хочеться бути на самоті;
·     Ви збуджені і роздратовані.

Що робити?

1.     намагатися більше спілкуватися – з друзями, родичами, людьми, які Вас розуміють. Розповідайте про свої емоції та почуття, які переживаєте;
2.     не відмовляйтесь від допомоги, навіть якщо Вам здається, що Вас не розуміють;
3.     якщо Вам важко говорити, спробуйте записати на папері свої думки та почуття;
4.     займіться щоденними справами, фізичною працею – це допоможе Вам відволіктися;
5.     намагайтесь дотримуватися звичного режиму дня – вчасно лягати спати і прокидатися, займатися повсякденними справами, ходити на роботу/навчання, зустрічатися з друзями, відвідувати різноманітні заходи.
6.     якщо Вам не вдається заснути, займіться фізичними вправами, втома допоможе заснути;
7.     уникайте вживання алкоголю та снодійних середників, паління цигарок – вони проблему не вирішать;
8.     намагайтеся менше вживати каву, чай та інші напої, які збуджують нервову систему, харчуйтеся систематично та повноцінно.


Практичний психолог ПЦ МК УО Яновська В.М.



ПСИХОЛОГІЧНА САМОДОПОМОГА

НА НАЙБЛИЖЧИЙ ПЕРІОД


1. Вірте, що жах закінчиться. Він завжди закінчується. Найтемніша ніч — перед світанком. Ви не залежите цілком і повністю від оточуючих подій. В кожного з нас є внутрішня автономія, на яку ми опираємося, як реагувати і що робити. Важливо це визнати. І з цього почнеться більш якісна саморегуляція і в дрібницях, і у важливих діях.

2. Щоб морок не переміг, відслідковуйте, коли перебуваєте в стані страху, ступору, апатії. Переключайте себе з соцмереж і відеопереглядів, “думок по колу” простими діями — фізичними, побутовими, прибиранням, готуванням їжі.

3. Робіть прості речі, які утримують стабільність дня - разом снідайте і вечеряйте, розмовляючи. Протягом дня телефонуйте рідним, щоб почути голос один одного і запитати “Як Ти?” Теплий дотик один до одного – це найважливіше. Це повертає до здорових процесів реальності.

4. Допомога собі. Продумайте 3 варіанти розгортання подій свого життя, як Ви собі їх уявляєте.
            Найгірший варіант — в чому він для Вас полягає? Що Ви тоді робите? Як себе будете рятувати? Відповідь на це — з позиції - “справлюсь”.
            Найблагополучніший варіант? Як він виглядає у вашому житті? Які нові сили, резерви і вектори руху Вам це додає? Якби Ви в нього вірили більше, то щоб Ви по-новому робили вже зараз?
            Середній “вялотекучий” варіант розвитку подій — що це означає саме для Вас? Як Ви будете себе в ньому зберігати? В чому Ви будете себе зміцнювати і рухатися в житті до своїх цілей, навчаючись бути більш гнучкими? Дайте відповіді собі на ці питання, виходячи зі здорового глузду, інтуїції і внутрішньої мудрості, які неможливо до кінця перекрити тривогою. Запишіть відповіді на кожне запитання. І побачите, що “дим страху” руйнується наявними варіантами.

5. Те, що не можете подолати в собі чи у зовнішніх подіях, осмислити і “вкласти в голову” - віддайте Богу, Життю, Любові, Справедливості — Вищій Добрій Силі, як Ви її називаєте. Людський розум не може відразу і до кінця збагнути сенс величезних процесів. Це потребує багатьох місяців і років. Намагайтеся не рвати собі серце до кінця. Воно буде потрібне для зцілення любов'ю.

6. Про почуття. Всі почуття — і негативні теж — є природними. Давайте їм “витікати”, проговорюйте, виписуйте в переписках. Вивільняйтесь. Важкий і віддалений наслідок війни — це “замороження почуттів”. Це їх відсутність, яка нас робить замкнутими і не чутливими до почуттів любові і близькості.
            Прояв — дитина звертається з питань неприємної ситуації, а ми їй - “почекай з цими дрібницями, мені зараз не до цього” і так дуже часто. Зовнішня криза минає, а відкидання і нехтування — залишаються. Вони ще й від попередніх криз не минули. Ми маємо вчитися і горювати, і оживати, і вірити, і діяти.

7. Бережіть сім'ю і стосунки, не замикаючись один від одного. Зараз саме час менше критикувати, більше цінувати. Окремо для жінок. Тих, які серед багатьох докорів своїм чоловікам, одним з останніх — закидали відсутність чоловічості, “бо ти не на Майдані”. Жінка, яка не вміє цінувати чоловіка за менші досягнення, найімовірніше, не зуміє цього зробити й за більші подвиги.
            Так, чоловікам сьогодні бракує віри в себе і впевненості. Як і нам, жінкам здебільшого, - вміння їх поважати і визнавати. На “Майдани” потрібно благословляти за їх доброю волею, а не виштовхувати. Ми не маємо права розпоряджатися їхнім вибором, бо їх життя і смерть належить не нам, а їм самим і Богу. Благословляючи на Майдан, жінки готові стояти під тюрмами, і виходжувати рани. Любити без ока і без руки, ставати фінансовою опорою, коли прийшла біда. До чого готові ті жінки, для яких неучасть у Майдані є “+1 аргумент” в системі докорів, це окрема тема, яка потребує окремого осмислення. Якщо Ваш дім не схожий на резиденцію, то подякуйте чоловікові, за те, що він не лише не крав, а й не вбивав. Щоб навчитися успішності будуть нові можливості. Зараз те, як діє жінка може бути або дуже цілющою силою, або руйнівною зброєю. Вибір за нами.

8. Допомога дітям. Мудро дозуйте те, що розповідаєте дітям про події, опираючись на їх вік, чутливість. Приховувати не треба, бо це не реально. Прямі сцени насильства — відсівайте. Слідкуйте за своїми думками і коментарями. Діти збирають інформацію не лише з прямих розмов з ними, а й з коментарів, “кинутих мимоволі”. Саме вони сіють страх, який залишається надовго. У що віритимуть Ваші діти, залежить від Вас. Майже в усьому. Про сьогоднішні події — теж. Дуже важливі всі ритуали — сніданку, обіду, вечері, домашніх розмов. Спокійного виконання уроків. Майже як завжди. Це зберігає відчуття, що життя навколо не руйнується. Дітям, які тривожаться більше, прямо проговорюйте - “ти в безпеці”. Часто обіймайте і цілуйте значно більше, ніж раніше, хваліть за будь-які дрібниці. Якомога більше теплих дотиків. Попри все — дозволяйте собі відчувати радість кожного дня, кожен чудовий прояв дитини, кожен шкільний успіх. Це — підтримка живого в житті і самого життя. Радість, вдячність, цінність і молитва — це те, що протистоїть мороку.

9. Якщо Ви на роботі, то працюйте, як це для Вас можливо відповідно до реальних обставин. Бо хтось все таки має залишатися на місцях і бути частиною збереження впорядкованості і спокою. Завжди є люди, які завдяки кризі можуть змобілізуватися і почати робити в житті те, на що не зважилися б в більш спокійні часи. Вчіться у них. Не їхнім діям, а життєвій позиції, вірі, мисленню, стилю життя.

10. МРІЙТЕ!! “Хто знає, заради ЧОГО, витримає будь яке ЯК”. Щоб побудувати майбутнє власними руками, потрібно знати “ЩО САМЕ Я ХОЧУ”. І це не є питання до держави. Не треба зараз “мучити себе питаннями”, ЯК я це робитиму. Це питання наступного етапу. Мрійте дуже конкретно, так, щоб ви майже відчули мрію “на дотик” – своє здоров'я, енергію, роботу, щасливих і успішних дітей.
На стан “не знаю, чого хочу” ми отримуємо “нічого”.
            БУДЬТЕ ДО СЕБЕ ЩЕДРИМИ У СВОЇХ МРІЯХ І РОЗВИВАЙТЕ ВІДЧУТТЯ ДОСТОЙНОСТІ І УСВІДОМЛЕННЯ ТОГО, ЩО ВИ ГІДНІ ЦЕ ПРИЙНЯТИ. Щоденна тактика життя є легшою, якщо Ви дійсно знаєте свою стратегію. Сумнів потрібен для уточнення деталей, а не для відмови від життєвого шляху. Поверніться до себе і близьких обличчям і світ відповість взаємністю.


Практичний психолог ПЦ МК УО  Яновська В.М.

Пам'ятки для шкільних куточків










Комментариев нет:

Отправить комментарий