Як вберегти дитину від негативного впливу комп'ютера

Рекомендации родителям по профилактике посттравматических стрессовых расстройств у детей
Именно поддержка, которую оказывают ребенку в течении и после неприятных или травматических событий родители, родственники и взрослые друзья семьи, является решающим фактором в преодолении негативных последствий травматического стресса у детей.
Прислушиваясь к тому, что происходит, родители могут найти пути помочь ребенку справиться со своими чувствами. Если родители могут быть вместе с детьми, детям намного легче. Взрослые, которые могут говорить с детьми о событиях и воспринимать их чувства, помогают детям пережить травматический стресс с меньшими потерями.
Общие рекомендации для родителей, которые живут на кризисных территориях в состоянии социальной и политической напряженности:
Позаботимся о теле:
- старайтесь как можно меньше менять привычный ритм жизни ребенка;
- побольше сна, отдыха, позитивных впечатлений;
- организуйте ребенку возможность для «разрядки» напряжения – занятия спортом, танцами, подвижные игры;
- питание – может быть частым и маленькими порциями, не заставляйте ребенка кушать, если он не имеет аппетита. Питание может быть легким и полезным (фрукты, овощи, соки);
- ребенку (и вам тоже) необходимо побольше пить (вода, сладкий чай, компот, сок, морс); не отказывайте ребенку в сладком. Некрепкий чай с сахаром, конфета, чашка какао вызывают положительные эмоции, чувство безопасности и стимулируют работу мозга;
- не бойтесь лишний раз обнять, погладить ребенка, подержать его за руку, сделать массаж или положить руку на плечо. Позитивные телесные контакты очень полезны для снятия напряжения;
- теплый душ или ванна также помогут снять излишнее напряжение.

Позаботимся об эмоциональной стабильности:
- не нужно без особых причин водить ребенка в места массового скопления людей. Это может повысить у него тревогу. При посещении таких мест необходимо обязательное присутствие рядом СПОКОЙНОГО взрослого. Объясните ребенку, куда и зачем вы идете;
- не стоит позволять ребенку в одиночестве смотреть телевизионные новости. Вообще, чем меньше теленовостей с мест страшных событий увидит ребенок, тем лучше.
- создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх);
- посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии – это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания;
- читайте книги – рассказы и сказки, где описываются сюжеты преодоления страха героями;
- если ребенок чувствует тревогу или страх, вы можете обеспечить для него своё спокойное присутствие, ненавязчивый физический контакт (обнять, взять за руку), тепло ( укрыть, дать теплый чай). Важно говорить, что вы – рядом, что все хорошо, он в безопасности;
-
если ребенок «не слушается», проявляет чрезмерную активность, по непонятным причинам кричит или смеется, – постарайтесь не отвечать агрессивно. Возможно, двигательная активность помогает ребенку справиться со стрессом. «Сопровождайте» его в движении (будьте рядом), пытаясь постепенно снижать темп. Можно попробовать ввести рамки – предложить подвижную игру «по правилам». Или переключить на активность, где есть правила (бегать наперегонки, «драться» подушками, мять и рвать бумагу и др.);
- сведите разговор о событии с описания деталей на чувства.
Позаботимся об осмыслении событий:
- Любой, даже маленький ребенок, требует объяснения того, что происходит. Для него важно знать, почему родители тревожатся, злятся, горюют. Что происходит в семье, в городе. Постарайтесь объяснить это кратко (4-5 фраз) и спокойно.
- Разговаривайте с ребенком о событиях, которые произошли, столько, сколько ему нужно. Не стоит говорить: «Тебе это не понять», «Поймешь, когда вырастешь», «Я не могу тебе объяснить». Всегда есть что сказать. Постарайтесь, чтобы ваши фразы были понятными и не пугали ребенка.
- В любом разговоре о событиях, что произошли, необходимо время от времени напоминать ребенку, что сейчас ситуация более стабильная, что взрослые знают (или решают), что делать. Что ребенку есть на кого положиться, рядом есть взрослые заботливые люди. Также можно сказать, что сейчас многие специалисты думают о том, как помочь людям в переживании сложных чувств. Что много людей – вместе. И даже в самой сложной ситуации есть те, кто сможет помочь ребенку.
- сейчас, как никогда, для ребенка важно АКТИВНО ИГРАТЬ. Возможно, ребенок будет строить баррикады, играть в «Майдан», «беркут» и «майдановцев», военных. Инсценировать драки, стрельбу, ранения, смерти. Эти игры могут вызвать беспорядок в вашей квартире, но помогут снизить напряжение ребенку;
- весомую роль могут сыграть игры на отреагирование агрессии. Ребенок может «вооружаться», нападать или защищаться, быть раненым или убитым» в игре. Все это является нормальным способом ребенка справиться со стрессом. Можно предложить ребенку «битву» подушками, воздушными шарами и др. Также хорошо мять тесто, глину, пластилин и лепить фигурки; поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите ему проявить свои переживания в форме образов); большую роль среди игр могут занять игры «в больницу». Это также является нормальным и способствует преодолению стресса.
Реагирование ребенка на травматический стресс обычно нормализуется в течении месяца. Работа психики над травматическим стрессом положительно завершается, не переходя в формирование посттравматического стрессового расстройства.
ЕСЛИ РЕАКЦИИ РЕБЕНКА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, являются чрезмерными или непонятными ВАМ, если ИГРЫ ИЛИ СИМПТОМЫ повторяются БЕЗ ОСОБЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, ЕСЛИ ВЫ беспокоитесь – обратитесь за консультацией к психотерапевту.
Если ребенок оказался в ситуации, которая в его восприятии (и/или в реальности) является крайне опасной, близким взрослым в ближайшее время необходимо оказать помощь ребенку:
- Увести ребенка с места события и создать для него максимально комфортную и безопасную среду: согреть (теплая одежда, одеяло, грелка), дать теплый сладкий чай (если возможно, с лимоном), создать тишину, выключить яркий свет.
- Говорить с ребенком спокойным голосом, уверяя, что вы рядом, все хорошо и ребенок в безопасности, что «все обошлось». Объяснить ребенку, что случилась очень неприятное событие.
- Если у ребенка есть ранения, следует объяснить, что именно случилось и заверить в том, что будет оказана необходимая врачебная помощь.
- Уверять ребёнка в том, что вы рядом и знаете, что следует делать в такой ситуации. Следует просить ребенка описать комнату или другое место, где он сейчас находится. Спросить, он уже согрелся, или предложить теплый чай.
- Называть ребенка по имени, называть других близких людей, которые рядом («посмотри, здесь есть твой папа, твоя бабушка, они рядом, все в порядке»). Пытаться смотреть ребенку в глаза, держать за руку или легонько обнимать.
- Если ребенок не противится, обнять его и делать «покачивающие» движения (как качают маленького ребенка). Через некоторое время ребенок может начать дрожать или двигаться, махать руками, кричать, бегать, плакать. Такое возбуждение является нормальным в течении некоторого короткого периода (от нескольких минут до нескольких часов) после травмирующего события. В этот период важно не упрекать ребенка и не сдерживать его, а сопровождать, тем самым дать возможность для разряда негативной энергии, накопившейся во время травматического стресса.
- Стоит быть внимательными, потому что в это время ребенок может не контролировать себя и подвергаться опасности. Следует позволять ребенку плакать и выражать сильные чувства, однако уверять, что все будет хорошо («да, ты сильно испугался, однако все будет хорошо»).
- Важно предоставить ребенку как можно больше поддержки, однако говорить немного и простыми словами: «Я рядом», «Все будет хорошо», «Ты в безопасности», «Мама уже едет к тебе» и тому подобное. Также можно говорить ребенку, что он сильный и у него все получится.

В следующие за травматическими событиями дня ребенок может потребовать повышенного внимания и покоя. Вероятно, он будет раздражительным, требовательным, несдержанным. Или, наоборот, казаться робким и прятаться. Он может злиться на вас или на себя. Или делать вид, что «ничего не произошло». Могут наблюдаться нарушения сна (затруднение засыпания, ночные пробуждения, кошмарные сновидения). Могут наблюдаться однообразные движения или действия, повторяться рисунки или игры (в той или иной степени связаны с пережитым событием).
- Если ребёнок испытывает чувство страха, то важно уверять ребенка в том, что бояться – это естественно. Что смелые люди – тоже боятся. Однако им удается справиться с собственным страхом. И что ребенок такой же смелый, сильный и обязательно справится.
- Через некоторое время ребенок захочет понять смысл того, что произошло. Могут возникнуть вопросы защищенности, справедливости, вины – чьей-то и собственной. Не оставляйте ребенка в одиночестве. Если чувство собственной вины достаточно сильные или возникают вопросы об отсутствии смысла жизни после травмы, – это повод обратиться к психотерапевту.
- Ребенка необходимо сориентировать в тех действиях, которые должны состояться (лечение, процедуры, похороны и тому подобное). Важно, чтобы ребенка поддерживал близкий взрослый человек, который сам не является пострадавшим. В это время ребенок нуждается в разговорах и ответах на вопросы. Также целесообразными будут совместные игры, рисование, лепка, прогулки. Вопросы, которые будет задавать взрослый относительно смысла игры или рисунка, помогут ему сориентироваться в том, что произошло, и найти новые смыслы.
- Ребенок может играть в одну и ту же игру. Возможно, эта игра каким-то образом будет связана с травмирующим событием. Ребенок, таким образом, хочет владеть ситуацией и, возможно, найти лучший способ выхода из нее. Будет хорошо, если вы поможете ему в этом.
- Важно: Заручиться поддержкой близких и родных. Важно, чтобы в окружении ребенка были люди, которые не пострадали.
- Пытаться сохранить режим ребенка, обеспечить нормальный сон и питание, достаточность питья, оберегать ребенка от дополнительных стрессов.
- Меньше тайн и намеков (они еще больше пугают ребенка). Отвечать на вопросы ребенка постепенно и доступно.
- На один вопрос – один ответ. Когда ребенок его освоит, он сможет поставить следующий вопрос. Поддерживать надежду на лучшее. Быть готовыми к «странному», «агрессивному» поведению ребенка.
- НЕ говорить: «забудь это», «выбрось из головы» – это прямой путь к формированию постстрессовых расстройств.
- Не оставлять ребенка наедине со своими переживаниями, однако и не докучать ему. Ни в коем случае не стыдить ребенка и не винить в том, что произошло или в поведении после травмирующего события. Быть готовыми раз за разом обсуждать те же вещи.
- Заручиться надеждой на то, что травму можно пережить. Помнить, что некоторым детям по разным причинам не удается справиться с последствиями травматического стресса самостоятельно, и они нуждаются в профессиональной помощи.
- В случае ВАШЕГО ВОЛНЕНИЯ за состояние ребенка или длительности необычного поведения ребенка БОЛЬШЕ МЕСЯЦА – ОБРАТИТЬСЯ за помощью к ПСИХОТЕРАПЕВТУ.


45 фраз, после которых ваш ребенок почувствует себя счастливее
Эти фразы просты и очевидны, но за каждой их них кроется психологический прием. Произнося их, вы выражаете любовь и уважение, внимание к успехам ребенка и сопереживаете его неудачам. Я горжусь тобой. Даже не будь ты таким чудесным ребенком, я бы все равно гордился тобой. Я верю тебе. Я знаю, что в последнее время мы редко общались с глазу на глаз. Но я хочу, чтобы ты знал, что я принимаю тебя любым — неважно, согласен я с тобой или нет. Не могу поверить, насколько ты ______ (умен / красив и т. д.). Ты, конечно, можешь чувствовать себя не очень ______, я люблю тебя именно таким и не хотел бы, чтобы ты был другим. Независимо от того, насколько сильно ты напортачишь, я всегда буду рад, что ты мой ребенок, и в любом случае прощу тебя. Я видел, как ты ______. Я так горжусь тобой! Я прощаю тебя. И мы не будем к этому возвращаться, ладно? Я хочу сегодня весь вечер провести с тобой. Чем ты хочешь заняться? Помню то время, когда я ______. Я чувствовал себя настолько ______. Не знаю, похоже ли это на то, что ты испытываешь сейчас, но для меня это было тяжелое время. Мне очень жаль. Ты простишь меня за ______? Я принес тебе это. Просто так. В последнее время я заметил, что ты неплохо продвигаешься в ______, особенно когда ты ______. Да, в доме есть еда. Я восхищаюсь тем, как ты ______. На самом деле я бы многому мог научиться у тебя в этой области. Это был действительно мудрый выбор. Никаких рутинных забот сегодня. Я доверяю тебе. У тебя уже действительно становится характер молодого мужчины / женщины /. Здорово! Иди поспи до завтра, чтобы утром начать двигаться вперед. Я понятия не имел, что ты умеешь такое! Я впечатлен. Что ты об этом думаешь? Я отменил твой прием у стоматолога. Я так сильно люблю твоего папу / маму /! Он (она) такой ______. Мне нравится быть рядом с тобой. Я так рад, что ты дома. Спасибо! Обожаю делать ______ с тобой. Ты лучший подарок из тех, что я получал. Я чувствую гордость, когда я с тобой. Ты хорошо с этим справился. Я приготовил твой любимый ______. Ты выглядишь в этом замечательно! Будь я на твоем месте, я бы чувствовал себя ______. Ты так себя чувствуешь? Не сделаешь погромче эту песню? Я отправил тебе большую посылку со всякими разностями по почте. Это было очень смело. У меня получилось тебя понять? Если была бы одна вещь, которую ты мог бы изменить во мне как в своем родителе, чтобы это было? У тебя настоящий талант в сфере ______. Давай поедем к бабушке! Это так здорово — смотреть, как ты растешь. Я скучаю по тебе, но я рад, что ты весело проводишь время. Ты делаешь меня счастливым уже тем, что находишься рядом. Я так сильно тебя люблю.Как происходящие события влияют на вашего ребенка?
Психологи Гуманитарного штаба предлагают родителям пройти онлайн тест, который поможет узнать, как происходящие в стране события влияют на их детей и нужна ли им помощь психолога
Опросник ориентирован, прежде всего, на родителей, проживающих на неподконтрольных территориях, а также на переселенцев, но может быть полезным и для остальных мам и пап. Пройти его можно на сайте штаба.
Тест учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и состоит из 10 простых вопросов, которые позволяют оценить уровень влияния негативных событий на его жизнь. По итогам прохождения, родители получат краткие рекомендации от психологов Гуманитарного штаба. Родители-переселенцы и жители территории боевых действий, которым будет рекомендовано обратиться к специалисту, могут получить помощь в Психологической службе штаба.
Для того чтобы получить помощь психолога, необходимо позвонить на телефон бесплатной горячей линии 0800 509 001 или по телефону психологического центра 099 907 70 04. Психологи Штаба работают в Донецке, Мариуполе, Киеве, Славянске, Красноармейске, Днепропетровске, Запорожье, Луганске, Алчевске, Северодонецке, Полтаве, Одессе, Николаеве, Львове. Также есть возможность задать анонимный вопрос специалисту по электронной почте psychological-help@i.ua.
Всего с начала работы Психологической службы более 16 тысяч детей разных возрастов, как находящихся в зоне боевых действий, так и переселенцев, уже получили психологическую помощь от Гуманитарного штаба.
Советы для заботливых родителей или лиц их замещающих
...Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...
Золя Э.
Родительская
любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и
душевного здоровья.

Для поддержания познавательной активности:
- поощрять все усилия ребёнка, а именно – его желание познавать новое;
- важно отвечать на все вопросы ребёнка;
- избегать стереотипов и шаблонов, развивать творчество детей.

Для избежания формирования
негативного образа «Я»:
- избегать негативных оценок ребёнка, результатов его деятельности;
- сравнивать результаты работы ребёнка с его собственными достижениями, а не с достижениями других детей;
- не одёргивать ребёнка каждую минуту, не говорить ему о его недостатках;
- не путать понятия «хороший» и «удобный» ребенок;
- каждый ребенок в процессе воспитания, общения с учителем, родителями должен чувствовать себя защищённым.

Ориентация на позитивный контакт
с
ребенком:
- любите детей;
- проявляйте детям свою любовь так, чтобы они её чувствовали: ласковым словом, нежным взглядом, теплым прикосновением;
- чаще проводите вместе время.
Каждый ребенок нуждается в любви и теплоте чувств – для полноценного личностного развития.
Ориентация на индивидуальность ребенка:
- психологическое здоровье ребенка – его желание быть всем, чем она может быть;
- развитие своего потенциала через самоактуализацию, нахождение правильного представления о самом себе;
- избегайте авторитарного стиля в воспитании детей.


- если ребенка высмеивают – он становится замкнутым;
- если ребенок живет во вражде, то он учится агрессивности;
- если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
vЕсли ребенка поддерживают – он учится ценить себя;
vЕсли ребенок живет в терпимости, он учится понимать других;
v
Если ребенка побуждают, он учится верить в себя;

vЕсли ребенка хвалят – он учится быть справедливым;
vЕсли ребенок растет в понимании, он учится верить в людей;
vЕсли ребенок живет во взаимопонимании
и дружелюбии –
он учится
находить любовь в этом мире.


Комментариев нет:
Отправить комментарий