Трудности профессионального самоопределения
Хорошо, когда проблема выбора
профессии тревожит, — это означает твою социальную и психологическую зрелость.
Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт
(потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть
не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального
самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в
этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели вызвать у
них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие
ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно
скучна или просто монотонна. Вот и не могут определить, чем хотелось бы
заниматься — потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет
особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их
отец, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий.
Вторая категория ребят очень
активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все,
они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных
секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив
— он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-личность — во всем
добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше,
с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе?
При выборе профессии очень важно
соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими
характеристиками профессии.
Профессия должна быть интересна.
Любая профессия требует, чтобы у
человека присутствовали так называемые «профессионально
важные качества» — например, для корректора важно внимание, для художника —
образное мышление, и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно
осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным
качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут
максимально реализованы, деятельность, в которой ты добьешься наибольшего
успеха.
Наконец, тип реализуемой
профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным,
характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии,
связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не
сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение
длительного времени.
Итак, для того, чтобы выбрать
профессию необходимо, прежде всего, познать
себя.
Борись, работай над собой,
познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности,
интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества.
Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но
страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух.
Главное — интерес; запомни:
способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних
способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем
устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на
самом деле им очень нравится учитель.
Для того, чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по
отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их
профессиональной деятельности. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли
тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь
документы, — это ее название.
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах,
вы приступаете к выбору уже не профессии — а вуза, техникума. Выясните, какие
специальности и специализации соответствуют интересующему вас виду
деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы
ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»).
Принятие решения должно
основываться на многих факторах:
репутация вуза и конкурс,
мнение друзей, родителей,
стоимость обучения и т.д.
Не поленитесь и выпишите на
отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте
данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помните: окончательный
выбор только за вами — выбирая профессию, вы выбираете судьбу.
Просмотр Памятка
Как помочь ребенку в профессиональном
самоопределении?
Уважаемые родители!
Сейчас очень сложный период в жизни подростка, он сталкивается с проблемой выбора дальнейшего жизненного
пути.
Выбрать профессию - это не столько выбрать себе
работу, сколько выбрать определенный образ жизни.
На сегодняшний день их насчитывается более шести тысяч профессий, и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - ума или скорости реакции, третьи - общительности, аккуратности или сдержанности.
На сегодняшний день их насчитывается более шести тысяч профессий, и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - ума или скорости реакции, третьи - общительности, аккуратности или сдержанности.
Какие факторы следует учитывать молодому человеку,
выбирающему профессию, и родителям, которые помогают ему в этом деле?
1. Первое на что следует обратить
внимание – это состояние здоровья. Если вы знаете, что у вашего ребенка
есть какие-то отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания,
обязательно проконсультируйтесь с подростковым терапевтом, лечащим врачом, не
будет ли это заболевание препятствовать в выборе той или иной профессии. Только
врач может дать рекомендацию о соответствии состояния здоровья выбранной
профессии.
2. Выбирая профессию, непременно
следует учитывать склонности, интересы и способности вашего ребенка.
Считается, что профессиональный выбор будет более
обоснованным, если в его основе лежит интерес к содержанию профессии. В этом
случае и профессиональные намерения более устойчивые, и профессиональное
обучение идет быстрее и эффективнее. Родители могут помочь сыну или дочери в
формировании интересов и склонностей, в развитии способностей.
При этом следует руководствоваться следующими советами:
·
Не
относитесь к занятиям своих детей свысока. Найдите время их выслушать, а лучше
всего попробуйте лучше увлечься тем, что интересует ребят. В общении на равных
вы совершенно другими глазами увидите своего ребенка и его друзей. И поверьте,
в совместных делах, в сотрудничестве при обсуждении и решении общих задач ваши
знания, ваши компетентные советы более умелого и опытного человека будут
приняты подростками с благодарностью.
·
В
подростковом возрасте неизбежна «разбросанность» интересов, т.к. это период
интенсивных исканий, время самопроверки, самоутверждения, а нередко и
конформизма, т.е. я делаю то и интересуюсь тем, чтобы не отличаться от
сверстников.
·
Будьте
внимательны и чутки к отличным от ваших увлечениям и интересам детей, помогите
им не обмануться, найти себя и свою профессию, даже если это и нарушит ваши
планы.
·
Помните, что
в старшем подростковом возрасте потребность в осмысленной деятельности,
направленной на достижение социально значимого результата, становится, как
правило, необходимостью. Не удовлетворяясь иллюзией труда и не находя реального
дела ни в семье, ни в школе, подросток ищет его сам и, случается, находит его в
антисоциальной плоскости.
3. Еще один важный фактор, который
следует учитывать при выборе профессии – потребность экономики в кадрах.
Необходимо знать, какие именно профессии являются в данный момент наиболее
востребованными на рынке труда в вашем городе (районе), а какими профессиями
рынок перенасыщен. Необходимо помнить, что по данным статистики 70% профессий,
востребованных на рынке труда – профессии материальной сферы.
Важным является отношение родителей к вопросу
выбора профессии для детей.
Для осознанного выбора ребенком будущей
профессии родителям не следует выбирать самим профессию, нужно прислушиваться к
мнению детей:
·
Дайте своему
ребенку право выбора своей будущей профессии.
·
Обсуждайте
вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
·
Рассматривайте
выбор профессии не только с позиций материальной выгоды, но и с позиции
морального удовлетворения.
·
Учитывайте
личностные качества своего ребенка, которые необходимые ему в данной
специальности.
·
Если
возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность
посоветоваться со специалистами – консультантами.
·
Не давите на
ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
·
Поддерживайте
ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
·
Если ваш
ребенок ошибся в выборе профессии, не кричите на него за это. Ошибку можно
исправить.
·
Если ваш
ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать
этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
·
Помните, что
дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей.
Таким образом, напрашиваются определенные рекомендации
и для установления взаимопонимания "родителей" и "детей"
при решении такого важного вопроса, как выбор будущей профессии:
·
родителям
необходимо научиться уважать и ценить уникальность своего ребенка и помнить,
что ребенок, его жизнь и судьба не являются их собственностью;
·
необходимо
осознавать, что главным мотивом воспитания должно быть не "удобство"
родителей, а становление и развитие ребенка как личности, нацеленной на
реализацию своего сущностного потенциала, на проявление им "самости";
·
необходимо
наладить в семье двустороннюю коммуникацию, то есть диалогическое общение, при
котором будет установлено взаимопонимание членов семьи.
Только стремление и умение активно слушать и понимать
чувства и мысли ребенка, общаться с ним таким образом, чтобы при этом не
страдало самоуважение ни его, ни других членов семьи, помогут избежать ошибок в
его профессиональном самоопределении и способствовать самореализации его
личности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий