пятница, 18 сентября 2015 г.

Адаптация пятиклассников

Любые переходные периоды в жизни человека всегда свя­заны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школь­ная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает до­полнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое вос­произведение.

   В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения.  Под адаптацией принято понимать — в широком смысле приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет  два спектра — биологический и психологический. Мы ведем  речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренни­ми.

                   Буклеты:        Памятка для учителей            Памятка для родителей

Адаптация пятиклассников к предметному обучению


  Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

    Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

    Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

   Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

   Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

   Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10—11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.


   Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости. 


Рекомендации для родителей


(Материалы к родительскому собранию можно скачать здесь)


  - Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, созда­ние условий для двигательной активности детей между выполне­нием домашних заданий.

- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тре­нировка мелких мышц кистей рук.

- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие дви­гательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобре­тение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

- Активное участие членов семьи в развитии двигательной активно­сти ребенка.

 - Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже стол­кнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри­тики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабу­шек, дедушек, сверстников).

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обу­чению.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и орга­низация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

Успехов Вам!



понедельник, 14 сентября 2015 г.


Советы родителям первоклассника


Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день!

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям поможет ребенку в период адаптации.Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов. Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин или хозяюшка научится принимать гостей.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.
Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются, например, с необходимостью вставать в одно и то же время с утра.


Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи.

      Ваш ребенок пришел в школу учиться, не забывайте, что каждый имеет право на ошибку. Ваша искренняя заинтересованность его школьными делами и заботами, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику ощутить значимость его нового положения. Любовь к школе редко бывает с первого взгляда, но крепкой и незабываемой вполне может стать.   


Презентация "Адаптация первоклассников" (просмотр)




                            Памятка для родителей первоклассников (просмотр)







четверг, 10 сентября 2015 г.

Памятка безпечної роботи в Інтернеті для учнів


Якщо ти ще не знайомий з Інтернетом, то це не на довго! Адже простори Інтернету сьогодні – це віртуальний світ, де кожен може знайти собі заняття до душі в залежності від власних потреб, настрою, віку. В цьому світі ти знайдеш сайти на цікавлячу тебе тематику, віртуальних друзів, з якими тобі буде приємно спілкуватися, можеш знаходити інформацію, що допомагає вчитися й займатися улюбленими справами, завантажувати цікаві картинки й музику, грати у захоплюючі ігри. Але пам’ятай: як і в реальному світі, в Інтернеті ти можеш зустрітися з загрозами та небезпечними людьми. Тому тобі дуже важливо навчитися уникати небезпек Інтернету! Прочитай прості правила безпечного поводження в Інтернеті та поділися ними з батьками та друзями.

Навчися оцінювати інформацію!
В інтернеті ти можеш знайти безліч найрізноманітнішої інформації. Є цікава й корисна, що знадобиться тобі в навчанні та спілкуванні. Але є й непотрібні тобі сайти – ті, які ти не розумієш, які викликають неприємні відчуття та емоції. Тобі варто навчитися оцінювати інформацію. Заходячи на новий сайт, насамперед, запитай себе, чи може він допомогти тобі в спілкуванні, навчанні, хобі, підняти настрій? І якщо відповідь – ні, тоді для чого тобі його відвідувати? Найкраще – разом з батьками скласти перелік цікавих і корисних для тебе та всієї родини сайтів і, зазвичай, відвідувати їх.
Ти – це ти!
Ти – особистість з найпершої хвилини свого народження. У тебе є ім'я, прізвище, родина, адреса, улюблені іграшки, мобільний телефон тощо. Все це – твій особистий простір, твій маленький світ. Деякі люди в Інтернеті можуть намагатися проникнути у твій простір. У чатах, ICQ або форумах, «Однокласниках.ру» чи інших соціальних мережах ці люди можуть просити тебе докладніше розповісти про себе й свою родину, розпитувати про твій вік або про те, де ти найчастіше гуляєш, ким працюють твої батьки, за якою адресою ти мешкаєш, що цікавого та коштовного є в твоєму будинку, коли твої батьки йдуть на роботу. Не впускай у свій світ незнайомих людей! Ти адже не знаєш, для чого вони хочуть це довідатися. Навіть якщо людина в Інтернеті каже, що працює в міліції або старий друг твоїх батьків, не відповідай йому! Адже ти не можеш перевірити, правду він говорить чи ні. Ти ж не станеш розповідати про себе незнайомим дорослим на вулиці. Користуйся цим же правилом і в Інтернеті. А якщо хтось буде занадто наполегливо тебе розпитувати – не спілкуйся більше із цією людиною та розкажи про все батькам.
Псевдоніми й паролі!
Ти напевно бачив фільми та читав книжки про шляхетних лицарів, що приховували своє ім'я, і хитрих шпигунів, які користувалися паролями. В Інтернеті тобі потрібно брати з них приклад. Ніколи не називайся своїм справжнім ім'ям та прізвищем і правильно обирай паролі! Стороннім людям зовсім не потрібно знати, як тебе звуть, і в них не повинно бути шансу дістатися твоєї особистої інформації. Запам'ятай головні правила:
· Твій псевдонім, що часто називають ніком, повинен бути таким, щоб ніхто не зміг здогадатися про твій вік, адресу, школу та іншу особисту інформацію.· Твій пароль не повинен бути занадто легким, не варто обирати паролем своє ім'я або рік народження. Краще, нехай це буде щось близьке тобі, але не відоме стороннім. Наприклад, згадай свою улюблену страву, тоді паролем може бути піца або котлети. Ти легко запам'ятаєш такий пароль, а сторонні ніколи його не вгадають.· Ніколи й нікому не повідомляй свій пароль, це твій особистий секрет!

Завантажуй обережно!
У Інтернеті ти можеш знайти безліч корисних, кумедних або просто цікавих роликів, ігор, музики або фотографій. Багато що з них ти можеш легко скачати на свій мобільний телефон або комп'ютер. Проте будь обережним, ніколи нічого не завантажуй з невідомих тобі сайтів. По-перше, там може виявитися зовсім не те, що ти хотів отримати. А по-друге, разом із цікавим роликом ти можеш скачати й вірус, який пошкодить твій телефон або комп'ютер.
Безкоштовний сир.
Є таке прислів'я: «Безкоштовний сир буває тільки в мишоловці». Вона означає, що якщо тобі пропонують взяти участь в «безпрограшній акції» або виграти в азартній грі, тебе намагаються обдурити. Наприклад, для участі в акції тебе попросять відправити SMS-ку, «забувши» сказати, що вона коштує великих грошей, а в азартних іграх на тебе будуть чекати хитрі й досвідчені супротивники. Не звертай уваги на яскраву рекламу й привабливі пропозиції. І звичайно, ніколи не погоджуйся, якщо тобі пропонують особисто приїхати кудись щоб забрати приз, або – дати свою домашню адресу, щоб тобі його принесли або надіслали.
Віруси, хробаки та троянці         
Віруси та хробаки є небезпечними програмами, які можуть поширюватися через електронну пошту або веб-сторінки. Віруси можуть пошкодити файли або програмне забезпечення, що міститься на комп’ютері.
Хробаки розповсюджуються швидше за віруси безпосередньо з одного комп’ютера на інший. Наприклад, хробак електронної пошти може сам відправляти себе на всі адреси електронної пошти в адресній книзі користувача. Інтернет-хробаки шукають підключені до Інтернету комп’ютери, які не містять найостанніших оновлень безпеки.
роянські коні, або троянці, — це небезпечні програми, які створені так, щоб виглядати безневинними, наприклад, як гра. Після активації вони можуть пошкодити файли без відома користувача.
Хакери та зломщики
Хакери та зломщики — це терміни, які використовують для людей, які зламують та проникають у системи даних. Вони можуть проникнути через Інтернет у незахищений комп’ютер і зловживати їм, вкрасти або скопіювати файли та використовувати їх для незаконної діяльності.
Найкращим способом захисту комп’ютера від зломів і проникнень є використання брандмауера та регулярне оновлення операційної системи.
Небажаний вміст в Інтернеті
Небажана маса електронних повідомлень відома як небажана пошта, або спам. Вона перенавантажує системи електронної пошти і може заблокувати поштові скриньки. Як інструмент для відправки небажаної пошти інколи використовують хробаків електронної пошти.
П’ять правил використання електронної пошти:
1. Ніколи не відкривайте підозрілі повідомлення або вкладення електронної пошти, що надійшли від людей, яких ви не знаєте. Натомість відразу видаляйте їх, вибравши відповідну команду в меню повідомлення.
2. Ніколи не відповідайте на небажану пошту.
3. Використовуйте фільтр спаму свого провайдера інтернет-послуг або програми електронної пошти (якщо він є).
4. Використовуйте нову або родинну адресу електронної пошти для запитів в Інтернеті, форумів тощо.
5. Ніколи не пересилайте «ланцюгові» повідомлення електронної пошти. Видаляйте їх одразу після надходження.
Додаткові правила
Закривайте сумнівні спливаючі вікна
Спливаючі вікна — це невеликі вікна з повідомленнями, які закликають вас клацнути у вікні. Якщо таке вікно з’являється на вашому екрані, то найбезпечніша річ, яку можна зробити, — це закрити вікно, клацнувши значок X (зазвичай його розміщено у верхньому правому куті). Ніколи не можна передбачити, які дії зробить програма, навіть якщо ви клацнете кнопку «Ні».
Не допускайте того, щоб вас ошукали
Приховати свою особу в Інтернеті легко. Рекомендується перевірити особу людини, з якою ви спілкуєтеся (наприклад, у групах обговорення). Не повідомляйте особисту інформацію через Інтернет нікому, крім людей, яких ви знаєте і яким довіряєте. Якщо вас просять надати персональну інформацію на веб-сайті, завжди перевіряйте розділ «Умови використання» або «Політика захисту конфіденційної інформації», щоб пересвідчитися, що оператор веб-сайту пояснив, для чого буде використовуватись інформація і чи буде вона передаватись іншим особам.
Більше спілкуйся!
Намагайся побільше спілкуватися зі своїми однолітками в Інтернеті, і в реальному житті. Запишися за допомогою батьків у цікавий тобі гурток або спортивну секцію. Розмовляй і грай з однокласниками на перервах та з однолітками у дворі. Спілкуйся в чатах і на форумах по зацікавленням. Дуже важливо, щоб ти розвивався гармонійно та умів будувати відносини із самими різними людьми у реальному світі, і в Інтернеті! Це обов'язково стане тобі у пригоді в майбутньому, уміння спілкуватися потрібно для більшості сучасних професій.
Стань справжнім знавцем!
Дуже приємно відчувати себе справжнім знавцем Інтернету, комп'ютерних програм, мобільного телефону. Дізнавайся більше про можливості Інтернету та різних програм, особливо – програм, які допоможуть зробити твій Інтернет безпечнішим – антивірусах, спам-фільтрах, брандмауері. Попроси батьків розповісти тобі все, що вони про це знають, і сам шукай інформацію із цієї теми.
Дружи зі своїми батьками!
Часто тобі може здаватися, що батьки нічого не розуміють в твоїх захопленнях, що їм не цікаво те, чим ти займаєшся. Але не закривайся від батьків! Краще постарайся зробити їх своїми друзями. Обов'язково радься з ними по складних питаннях, розповідай про те, що нового ти довідався в Інтернеті, що тобі сподобалося, а що – навпаки, викликало переляк або інші неприємні емоції. Пам’ятай, батьки люблять тебе та хочуть, щоб у тебе все було гаразд. Крім того, у них значно більше досвіду спілкування з різними людьми, яким вони можуть з тобою поділитися.



понедельник, 31 августа 2015 г.





Отзвенело вновь лето мгновенно,
Ждут нас школьные будни опять.
Всем желаем хороших отметок,
И успехами в классе блистать.


В свои силы поверьте, ребята!

Без труда не бывает побед.
Будьте в жизни духовно богаты
И откройте свой счастья секрет!





©http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-znaniy/2.htm


пятница, 28 августа 2015 г.

«Клоуны без границ» порадовали краматорских детишек


«Хороший клоун, приезжая в город,
приносит людям больше пользы, чем двадцать ослов, нагруженных лекарствами»
Томас Сайденгем


Психологическая служба управления образования методического кабинета встречала необычных гостей из Швеции.  

Клоуны из организации "Клоуны без границ" 27 августа дали два представления для детей и взрослых в парке «Юбилейном» г. Краматорска. Весёлые клоуны озарили наш город искренними и лучезарными улыбками, создали  доброжелательную и радостную атмосферу.

Организации «Клоуны без границ» созданы в пятнадцати государствах. Все они объединились в одну международную благотворительную организацию, которая  существует уже 20 лет. Акции под названием «Клоуны без границ» проходят при поддержке «Unicef» и «Terre des hommes».

Организация "Клоуны без границ" помогает детям, пострадавшим от природных катастроф и военных конфликтов. Клоуны выступают  по всему миру с бесплатными представлениями: в городах пострадавших от боевых действий и для вынужденных переселенцев. Все это для того, чтобы дети УЛЫБАЛИСЬ!

Краматорских ребятишек клоуны порадовали замечательными представлениями. Они были наполнены акробатическими номерами, виртуозными трюками, морем позитива и отличным зарядом энергии. Детишки получили в подарок не только хорошее настроение, а ещё и воздушные шарики.

Кроме весёлых представлений клоуны провели для детей интересные мастер-классы в Центре внешкольной работы. Акробаты поделились секретами своих трюков с ребятами. Дети получили массу удовольствия, унося с собой яркие впечатления, лучики радости и тепла, которыми с ними поделились весёлые гости из Швеции.











четверг, 20 августа 2015 г.

Адаптация учащихся после каникул


Адаптация  – процесс приспособления  организма к новым условиям окружающей среды. К чему человек может адаптироваться? (к новым людям,  к новым требованиям, одежде, новому режиму).

Вместе с началом осени в нашу жизнь приходит много изменений.
Какие изменения происходят? Меняется погода, одежда и настроение. Заканчивается время отпусков и летних каникул.

Для детей начало учебного года – не только приятные встречи с одноклассниками (а для первоклашек – новые друзья), но и большой стресс.
Почему? Переход на новый распорядок дня, изменение режима. 

Процесс адаптации после лета у школьников разного возраста проходит тоже по-разному. Быстрее всего справляются с этим нелегким делом старшеклассники. Они уже не первый год ходят в школу и проходили этот период несколько раз. Так что пары недель будет достаточно, чтобы привыкнуть к учебному процессу и изменению режима.

Привыкшие за лето ложиться спать в более позднее время, а просыпаться, когда душа пожелает, дети очень болезненно переживают возвращение к режиму. Не хватает усидчивости и внимательности, желания «включить мозги» и войти в процесс обучения. Они быстро устают и теряют интерес к занятиям, порой даже впадают в депрессивное состояние, которое отражается на здоровье нервной системы и общем самочувствии.

Нашим детям так непросто садиться за школьную парту сразу после отдыха. Многие родители думают, что ребенок в первый же учебный день сам по себе настроится на учебу, сконцентрируется и станет внимательным.

Легко ли вам адаптироваться к работе после отпуска?
Неужели Вы каждый раз после отпуска беретесь за работу с повышенным энтузиазмом, будто не чувствуя изменений в своем распорядке дня? Поэтому и дети, которые мгновенно чувствуют повышение нагрузки, не могут так же мгновенно переключится на школьные будни, подготовку уроков, написания контрольных и тому подобное.


Какой режим дня был у детей летом?

Ребята, как правило, «отсыпаются» до 9-10 часов утра, потом завтракают, много проводят времени на свежем воздухе (в лучшем случае) или сосуществуют с компьютером (что в настоящее время распространено), а спать ложатся поздно. Если в таком режиме ребенок продолжает существовать до последнего дня каникул, то, конечно, переход на учебное время  дается ему очень нелегко. Привычку вставать о 7.00 на каникулах все бросают, поэтому первые школьные дни дети почти спят на уроках. Какая уже здесь концентрация внимания и хорошие оценки?

От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе в следующей четверти. Сделайте этот вечер спокойным. Нет ничего плохого в том, чтобы проверить, на месте ли все, что нужно. Помогите подготовить одежду, которая завтра нужно будет одеть. Продумайте все до пустяков, повесьте в шкаф или на стул, чтобы в первое утро новой четверти не нужно было нервно искать носки, юбки и пиджаки по всей квартире.


Также лучший помощник при многих проблемах — это свежий воздух. Будет чудесно, если вы сделаете эти прогулки семейными. Ребенок, который проводил много время на улице во время каникул, адаптируется к школе намного быстрее, чем тот, кто все это время просидел возле компьютера и телевизора.


Родители в жизни ребенка играют основную роль. Именно они закладывают фундамент будущей личности, помогают сформировать привычки, развивают способности. Школьный период не является исключением, так как от домашней среды во многом зависит желание ребенка учиться и достигать при этом хороших результатов. Обязательно следите за режимом ребенка. Продолжительный и, главное, здоровый сон непосредственно влияет на успехи в учебе. Дети, которые вдоволь высыпаются, реже становятся агрессивными, они менее конфликтные и с большим интересом относятся к занятиям.


Советы родителям:

•    Следите за каникулярным режимом ребёнка. За месяц или хотя бы за несколько дней до учебы надо отучать ребёнка от ночных бдений у телевизора, укладывать спать раньше и повторять пройденное за прошлый год. По мнению специалистов, это позволит резко снизить последствия стресса после отдыха. Родители, не следящие за каникулярным режимом школьников, должны быть готовы к их серьезным расстройствам.

•    Ребёнок должен высыпаться. В начале сентября обратите особое внимание на тщательное соблюдение режима. Особенно важен здоровый полноценный и достаточно продолжительный сон.  Доказано, что дети, которые высыпаются вволю, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими.  Помогите с соблюдением режима дня ненавязчиво.


•    Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте от ребенка слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу  как бесконечный процесс познания. И если ребенок после долгих летних каникул благополучно адаптируется к учебе, если через неделю и через месяц он идет на занятия с тем же удовольствием, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе пять баллов. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха. Стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами.


•    Окружите ребёнка заботой и пониманием. Постарайтесь вместе с сыном или дочерью обсудить их состояние, выяснить причины и найти подходящее решение для уменьшения тревоги и беспокойства. Менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, если ребенок окружен пониманием, находится в нормальной семейной обстановке.                                                                                                                                                                                  


Адаптация к школе: советы преподавателям


Очень часто учителя забывают о том, что школьникам нужно адаптироваться после лета и привыкнуть к нагрузкам. Они могут интенсивно начать их вводить в школьную программу, требуя безукоризненного выполнения заданий. Дети, в свою очередь, не готовы концентрировать внимание на новой теме, они переполнены воспоминаниями о лете и горят желанием поведать обо всем этом своим одноклассникам.

Гораздо эффективнее будет сделать небольшое отклонение от программы и устроить «свободный» урок, на который ученики смогут принести предметы, которые им напоминают о прошедшем лете. Это могут быть и фотографии, и ракушки, привезенные с моря, значки, магнитики, какие-то поделки или рисунки. Пусть они расскажут о событиях лета в свободной форме, легкой для понимания сверстниками.


Устраивайте посреди урока минутки свободы, пусть поболтают немного. Это даст стимул к хорошему поведению и улучшению внимательности. Для детей младших классов полезно делать перерывы на физкультминутки.


Подводя итог, хочется сказать, что все находится в ваших руках. Ребенку не справиться с адаптационным периодом между летними каникулами и школьными буднями одному. Ему необходима поддержка как дома, так и в школе.