пятница, 13 ноября 2015 г.

«Травма войны». Тест для переселенцев

«Травма войны». Тест для переселенцев

Словом «травма» («психическая травма») обозначают состояние психики человека, который подвергся очень сильному, шоковому воздействию, попал в ситуацию, когда его собственной жизни, или жизни находившихся рядом людей, а также жизни его близких угрожала реальная смертельная опасность. Это, например, частое пребывание под обстрелами, картины погибших людей рядом, угроза гибели при побеге, пребывание в заложниках, пережитое насилие и многое другое. В условиях этой войны подобные ситуации происходили со многими людьми и, вероятно, хорошо вам знакомы.
Мы предлагаем вам сориентироваться в том, что такое «травма», и в том, насколько вы сами оказались психологически «задеты», «затронуты» теми событиями, свидетелями которых стали в зоне боевых действий. Предлагаемые ниже вопросы адресованы людям, вынужденно переселившимся с территории военного конфликта, и направлены на то, чтобы оценить наличие разных психологических состояний, которые возникают у людей, подвергшихся травматическим воздействиям. Оцениваемые состояния при всей их болезненности являются нормальными реакциями человека на ненормальные события.
Инструкция. Вам предлагается 17 утверждений. Внимательно вчитавшись, определите, согласны ли вы с каждым конкретным утверждением. Если вы считаете, что содержание утверждения не соответствует вашему состоянию, выберите ответ «Нет» и переходите к следующему пункту. Если то или иное утверждение все же отражает происходящее с вами, то выбирайте ответ «Да»; после этого вам будет предложено ответить на дополнительные вопросы о частоте (А) и интенсивности (В) описываемых состояний.


четверг, 12 ноября 2015 г.

В Донецкой области заработала «горячая линия» для переселенцев


В Донецкой области заработала «горячая линия» для переселенцев (фото)

С 1 ноября «Агентство демократического развития Донбасса» запустило работу «горячей» линии по оказанию психологической помощи переселенцам, проживающим в Донецкой области.
Благодаря работе «горячей» линии переселенцы смогут получить быструю психологическую консультацию, записаться на прием к психологу или в психотерапевтические группы, получить информацию о социальных услугах, предоставляемых для ВПЛ органами власти.
 Получить психологические консультации можно обратившись по следующим адресам:
Общественная приемная - г. Славянск, пл. Октябрьской революции, 2
Расписание работы - понедельник-пятница, с 10 до 17.
Телефоны «горячей» линии - 066 711 26 13, 063 516 53 61
 Инициатива «Оказание психологической помощи ВПЛ в Донецкой области» реализуется ОО «Агентство демократического развития Донбасса» при финансовой поддержке Программы развития ООН в Украине (в рамках проекта «Быстрое реагирование на социальные и экономические проблемы внутренне перемещенных лиц в Украине») и Правительства Японии.
http://www.6264.com.ua/news/1027326 

пятница, 23 октября 2015 г.

Провести осенние каникулы с пользой

В школах нашего города 23 октября начались осенние каникулы. Как и для чего использовать драгоценное время осенних каникул? Как совместить, казалось бы, несовместимое: дать ребенку выспаться, отдохнуть, переключиться и в то же время не потерять боевой настрой – ведь через неделю снова в школу? 

         Важно позаботиться обо всем, но начать нужно с организации отдыха – школьные каникулы, в том числе и осенние, предназначены именно для этого. Чтобы отдохнуть и переключиться, попробуйте сделать то, что всегда хотелось, но руки не доходили. Приглядитесь к ребенку, поговорите с ним и выясните, что бы он поставил на первое место – ведь это же его каникулы! Хорошо если программа отдыха будет разнообразной: в дни каникул освобождается время и можно все успеть – погулять, почитать, позаниматься спортом… А родителям – наконец пообщаться с детьми, которые в обычной жизни бывают полностью загружены уроками.

   Многие семьи предпочитают уезжать из страны, но тут важно воздержаться от перемены климатического пояса: не планировать осенью и зимой путешествия в теплые страны. Особенно в случае с младшими школьниками и подростками. Причина проста: на адаптацию к климату организму требуется две недели, а так как этого времени нет, ребенок получает двойной удар по иммунитету. С другой стороны, чтобы хорошо отдохнуть в каникулы, вовсе не обязательно куда-то уезжать. Можно вообразить себя туристом в собственном городе и вести себя так, как будто вы приехали в гости: воодушевленно гулять, осматривать достопримечательности, ходить по музеям и выставкам, обедать в кафе, не вести домашнее хозяйство. Только не переусердствуйте с культурной программой. Если ребенку не хочется только (или столько) достопримечательностей, важно придумать что-нибудь другое: совместное времяпрепровождение должно доставлять удовольствие всем участникам. Ролики – значит, ролики. Концерт – значит, концерт.

   В дни каникул вообще важен баланс и разумный подход. Нельзя срываться с катушек: спать до полудня, ложиться глубоко за полночь… Но и вставать как в школу, в семь утра, а в девять уже делать уроки тоже не имеет смысла. Обычно за неделю осенних каникул дети не успевают оторваться от привычного режима, но можно помочь им (без фанатизма) прийти к финишу в нормальном состоянии, чтобы им было легче встать в следующий понедельник и отправиться в школу. По тем же причинам не стоит прекращать посещать секции и кружки, а также постепенно делать заданные уроки, не оставляя их на последний день или вечер… Неделя свободы и ничегонеделания может помешать детям вернуться к нагрузкам, и родителям стоит позаботиться о том, чтоб не создать ребенку дополнительный стресс.



         Не разрешайте ему проводить время только в компании телевизора. Просмотр телепередач – совершенно пассивный способ получения удовольствия: ребенку показывают картинку, его развлекают. Он не тренирует при этом ни воображение, ни творческое мышление, ни креативность. Одного-двух (мульт)фильмов в день вполне достаточно. Что касается компьютера, ему тоже не стоит посвящать весь день, несмотря на то что игры, в отличие от телевизионных программ, тренируют тонкую моторику, воображение и креативность. У них другая сложность: играющий ребенок попадает в совсем другой мир, погружается в него с головой, и вынырнуть оттуда ему бывает довольно сложно. Как правило, к экранам прилипают те дети, родители которых не свободны в каникулы. 

            Чем ближе конец каникул, тем хуже настроение у ребенка… И дело зачастую не в том, что за неделю он отвык от школы: просто не горит желанием учиться. Конечно, есть школы, где программы построены правильно и у детей все хорошо. Но в целом – вставать рано утром, идти куда-то в темноте… Осень – самое депрессивное время года, вот почему необходимо делать так, чтобы в жизни было больше радостей. В том числе – во время школьных каникул. А после того как они закончатся, не стоит нагружать ребенка всем и сразу. Пусть постепенно и плавно входит в рабочий ритм. Не ждите, что в первые же дни он покажет максимальные результаты.

пятница, 9 октября 2015 г.

Международный день психического здоровья

 «Бог может простить нам наши грехи,но нервная система – никогда» 
Уильям Джеймс
10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. День установлен по решению Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения в 1992 году. Целью Всемирного дня психического здоровья является сокращение распространенности депрессивных расстройств, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости.

Психическое здоровье – это намного больше, чем просто отсутствие психических заболеваний. Психическое здоровье – это то, что мы все хотим иметь, причем независимо от того, знаем ли мы, что же это такое? Когда мы говорим о счастье, душевном спокойствии, радости или удовольствии, мы говорим о психическом здоровье.

Психическое здоровье – это состояние психосоматического и психологического благополучия, которое основывается на ощущении силы и ценности собственного «Я» человека, его способности достигать согласия с самим собой и окружающими его людьми на основе адекватной условиям действительности регуляции поведения и деятельности.

Основные показатели психического здоровья:

  • адекватная жизненным задачам продуктивность мышления;
  • сбалансированность интеллекта;
  • подчинение своих поступков требованиям морали;
  • чувство долга;
  •  умение владеть собой;
  • ощущение душевного комфорта, независимо от обстоятельств.

 

Мы с вами живем в эпоху хронического стресса. Неуверенность в завтрашнем дне и невозможность запланировать своё будущее, напряженность – вот реалии нашей жизни.
Пытаемся ли мы психологически защититься от изматывающего стрессового ритма своей жизни? Честно говоря, большинство из нас редко задумывается над этим вопросом. Основные силы уходят на экономическое выживание. А жаль! Психологические последствия длительного стресса тяжелы, особенно для женщин и мужчин среднего возраста: быстрое эмоциональное «сгорание», ранние инфаркты и инсульты, внезапные головокружения и обмороки, депрессии.


Что же делать? Можно, конечно, «закрыть глаза» на эти проблемы и сказать себе: «Ничего страшного не происходит. Я очень много работаю. Надо выспаться и не нервничать». Но через какое-то время начинаются странные боли в сердце, появляется апатия, безразличие или, наоборот, сверхвозбужденное состояние, бессонница. И наше благое стремление «сохранять спокойствие» куда-то мгновенно исчезает. И вновь появляются наши привычные «спутники»: напряженность, нервозность, страх и раздражительность.

            Мы старательно ухаживаем за своей внешностью. Почему же мы забываем «ухаживать» за своим настроением? Суетливый и раздраженный человек – все равно, что человек неряшливый, неважно одетый. Вот несколько рекомендаций для того, чтобы преодолеть раздражение, нервозность, беготню и суету в своей жизни.

 

Необходимо:



  • Следить за своим настроением также как мы следим за своим внешним видом. Вырабатывать привычку к спокойному, уравновешенному и сбалансированному внутреннему состоянию.
  • Замедлиться. Нужно найти свой средний жизненный темп, в котором мы будем наиболее успешны и эффективны в работе и личной жизни, и стараться поддерживать этот темп. Спешка лишь ведет к переутомлению, раздражительности и, как следствие, ошибкам, иногда очень серьёзным. Неспроста в народе говорят: «Поспешишь – людей насмешишь». Пусть мы сделаем меньше, зато более качественно и продуктивно. А главное – сумеем почувствовать психологический комфорт: хорошее настроение и удовлетворенность собой и жизнью.
  • Время от времени делать небольшой перерыв в делах. Если возникает эта внутренняя напряженность и «гонка в никуда», нужно вовремя остановиться – на несколько часов или дней. Отключить телефоны, выспаться, подумать, вспомнить о себе любимом. А потом с новыми силами – за работу.

Умение найти в своей жизни что-то хорошее, радостное и позитивное – великое искусство. Большое значение имеет устремленность к светлому и позитивному. Такая устремленность – это фокусная направленность души человека. Ведь известно: что и в каких красках человек стремиться увидеть, то именно это и в таком настроении он видит. Своим отношением к миру мы сами строим себя и свою жизнь.

/СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА УЧАЩИМСЯ, ВЗРОСЛЫМ/

P.S. Берегите своё здоровье! А если хотите избавиться от осадка на душе – не кипятитесь!

пятница, 18 сентября 2015 г.

Адаптация пятиклассников

Любые переходные периоды в жизни человека всегда свя­заны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школь­ная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает до­полнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое вос­произведение.

   В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения.  Под адаптацией принято понимать — в широком смысле приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет  два спектра — биологический и психологический. Мы ведем  речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренни­ми.

                   Буклеты:        Памятка для учителей            Памятка для родителей

Адаптация пятиклассников к предметному обучению


  Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

    Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

    Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

   Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

   Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

   Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10—11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.


   Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости. 


Рекомендации для родителей


(Материалы к родительскому собранию можно скачать здесь)


  - Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, созда­ние условий для двигательной активности детей между выполне­нием домашних заданий.

- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тре­нировка мелких мышц кистей рук.

- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие дви­гательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобре­тение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

- Активное участие членов семьи в развитии двигательной активно­сти ребенка.

 - Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже стол­кнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри­тики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабу­шек, дедушек, сверстников).

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обу­чению.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и орга­низация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

Успехов Вам!



понедельник, 14 сентября 2015 г.


Советы родителям первоклассника


Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день!

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям поможет ребенку в период адаптации.Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов. Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин или хозяюшка научится принимать гостей.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.
Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются, например, с необходимостью вставать в одно и то же время с утра.


Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи.

      Ваш ребенок пришел в школу учиться, не забывайте, что каждый имеет право на ошибку. Ваша искренняя заинтересованность его школьными делами и заботами, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику ощутить значимость его нового положения. Любовь к школе редко бывает с первого взгляда, но крепкой и незабываемой вполне может стать.   


Презентация "Адаптация первоклассников" (просмотр)




                            Памятка для родителей первоклассников (просмотр)







четверг, 10 сентября 2015 г.

Памятка безпечної роботи в Інтернеті для учнів


Якщо ти ще не знайомий з Інтернетом, то це не на довго! Адже простори Інтернету сьогодні – це віртуальний світ, де кожен може знайти собі заняття до душі в залежності від власних потреб, настрою, віку. В цьому світі ти знайдеш сайти на цікавлячу тебе тематику, віртуальних друзів, з якими тобі буде приємно спілкуватися, можеш знаходити інформацію, що допомагає вчитися й займатися улюбленими справами, завантажувати цікаві картинки й музику, грати у захоплюючі ігри. Але пам’ятай: як і в реальному світі, в Інтернеті ти можеш зустрітися з загрозами та небезпечними людьми. Тому тобі дуже важливо навчитися уникати небезпек Інтернету! Прочитай прості правила безпечного поводження в Інтернеті та поділися ними з батьками та друзями.

Навчися оцінювати інформацію!
В інтернеті ти можеш знайти безліч найрізноманітнішої інформації. Є цікава й корисна, що знадобиться тобі в навчанні та спілкуванні. Але є й непотрібні тобі сайти – ті, які ти не розумієш, які викликають неприємні відчуття та емоції. Тобі варто навчитися оцінювати інформацію. Заходячи на новий сайт, насамперед, запитай себе, чи може він допомогти тобі в спілкуванні, навчанні, хобі, підняти настрій? І якщо відповідь – ні, тоді для чого тобі його відвідувати? Найкраще – разом з батьками скласти перелік цікавих і корисних для тебе та всієї родини сайтів і, зазвичай, відвідувати їх.
Ти – це ти!
Ти – особистість з найпершої хвилини свого народження. У тебе є ім'я, прізвище, родина, адреса, улюблені іграшки, мобільний телефон тощо. Все це – твій особистий простір, твій маленький світ. Деякі люди в Інтернеті можуть намагатися проникнути у твій простір. У чатах, ICQ або форумах, «Однокласниках.ру» чи інших соціальних мережах ці люди можуть просити тебе докладніше розповісти про себе й свою родину, розпитувати про твій вік або про те, де ти найчастіше гуляєш, ким працюють твої батьки, за якою адресою ти мешкаєш, що цікавого та коштовного є в твоєму будинку, коли твої батьки йдуть на роботу. Не впускай у свій світ незнайомих людей! Ти адже не знаєш, для чого вони хочуть це довідатися. Навіть якщо людина в Інтернеті каже, що працює в міліції або старий друг твоїх батьків, не відповідай йому! Адже ти не можеш перевірити, правду він говорить чи ні. Ти ж не станеш розповідати про себе незнайомим дорослим на вулиці. Користуйся цим же правилом і в Інтернеті. А якщо хтось буде занадто наполегливо тебе розпитувати – не спілкуйся більше із цією людиною та розкажи про все батькам.
Псевдоніми й паролі!
Ти напевно бачив фільми та читав книжки про шляхетних лицарів, що приховували своє ім'я, і хитрих шпигунів, які користувалися паролями. В Інтернеті тобі потрібно брати з них приклад. Ніколи не називайся своїм справжнім ім'ям та прізвищем і правильно обирай паролі! Стороннім людям зовсім не потрібно знати, як тебе звуть, і в них не повинно бути шансу дістатися твоєї особистої інформації. Запам'ятай головні правила:
· Твій псевдонім, що часто називають ніком, повинен бути таким, щоб ніхто не зміг здогадатися про твій вік, адресу, школу та іншу особисту інформацію.· Твій пароль не повинен бути занадто легким, не варто обирати паролем своє ім'я або рік народження. Краще, нехай це буде щось близьке тобі, але не відоме стороннім. Наприклад, згадай свою улюблену страву, тоді паролем може бути піца або котлети. Ти легко запам'ятаєш такий пароль, а сторонні ніколи його не вгадають.· Ніколи й нікому не повідомляй свій пароль, це твій особистий секрет!

Завантажуй обережно!
У Інтернеті ти можеш знайти безліч корисних, кумедних або просто цікавих роликів, ігор, музики або фотографій. Багато що з них ти можеш легко скачати на свій мобільний телефон або комп'ютер. Проте будь обережним, ніколи нічого не завантажуй з невідомих тобі сайтів. По-перше, там може виявитися зовсім не те, що ти хотів отримати. А по-друге, разом із цікавим роликом ти можеш скачати й вірус, який пошкодить твій телефон або комп'ютер.
Безкоштовний сир.
Є таке прислів'я: «Безкоштовний сир буває тільки в мишоловці». Вона означає, що якщо тобі пропонують взяти участь в «безпрограшній акції» або виграти в азартній грі, тебе намагаються обдурити. Наприклад, для участі в акції тебе попросять відправити SMS-ку, «забувши» сказати, що вона коштує великих грошей, а в азартних іграх на тебе будуть чекати хитрі й досвідчені супротивники. Не звертай уваги на яскраву рекламу й привабливі пропозиції. І звичайно, ніколи не погоджуйся, якщо тобі пропонують особисто приїхати кудись щоб забрати приз, або – дати свою домашню адресу, щоб тобі його принесли або надіслали.
Віруси, хробаки та троянці         
Віруси та хробаки є небезпечними програмами, які можуть поширюватися через електронну пошту або веб-сторінки. Віруси можуть пошкодити файли або програмне забезпечення, що міститься на комп’ютері.
Хробаки розповсюджуються швидше за віруси безпосередньо з одного комп’ютера на інший. Наприклад, хробак електронної пошти може сам відправляти себе на всі адреси електронної пошти в адресній книзі користувача. Інтернет-хробаки шукають підключені до Інтернету комп’ютери, які не містять найостанніших оновлень безпеки.
роянські коні, або троянці, — це небезпечні програми, які створені так, щоб виглядати безневинними, наприклад, як гра. Після активації вони можуть пошкодити файли без відома користувача.
Хакери та зломщики
Хакери та зломщики — це терміни, які використовують для людей, які зламують та проникають у системи даних. Вони можуть проникнути через Інтернет у незахищений комп’ютер і зловживати їм, вкрасти або скопіювати файли та використовувати їх для незаконної діяльності.
Найкращим способом захисту комп’ютера від зломів і проникнень є використання брандмауера та регулярне оновлення операційної системи.
Небажаний вміст в Інтернеті
Небажана маса електронних повідомлень відома як небажана пошта, або спам. Вона перенавантажує системи електронної пошти і може заблокувати поштові скриньки. Як інструмент для відправки небажаної пошти інколи використовують хробаків електронної пошти.
П’ять правил використання електронної пошти:
1. Ніколи не відкривайте підозрілі повідомлення або вкладення електронної пошти, що надійшли від людей, яких ви не знаєте. Натомість відразу видаляйте їх, вибравши відповідну команду в меню повідомлення.
2. Ніколи не відповідайте на небажану пошту.
3. Використовуйте фільтр спаму свого провайдера інтернет-послуг або програми електронної пошти (якщо він є).
4. Використовуйте нову або родинну адресу електронної пошти для запитів в Інтернеті, форумів тощо.
5. Ніколи не пересилайте «ланцюгові» повідомлення електронної пошти. Видаляйте їх одразу після надходження.
Додаткові правила
Закривайте сумнівні спливаючі вікна
Спливаючі вікна — це невеликі вікна з повідомленнями, які закликають вас клацнути у вікні. Якщо таке вікно з’являється на вашому екрані, то найбезпечніша річ, яку можна зробити, — це закрити вікно, клацнувши значок X (зазвичай його розміщено у верхньому правому куті). Ніколи не можна передбачити, які дії зробить програма, навіть якщо ви клацнете кнопку «Ні».
Не допускайте того, щоб вас ошукали
Приховати свою особу в Інтернеті легко. Рекомендується перевірити особу людини, з якою ви спілкуєтеся (наприклад, у групах обговорення). Не повідомляйте особисту інформацію через Інтернет нікому, крім людей, яких ви знаєте і яким довіряєте. Якщо вас просять надати персональну інформацію на веб-сайті, завжди перевіряйте розділ «Умови використання» або «Політика захисту конфіденційної інформації», щоб пересвідчитися, що оператор веб-сайту пояснив, для чого буде використовуватись інформація і чи буде вона передаватись іншим особам.
Більше спілкуйся!
Намагайся побільше спілкуватися зі своїми однолітками в Інтернеті, і в реальному житті. Запишися за допомогою батьків у цікавий тобі гурток або спортивну секцію. Розмовляй і грай з однокласниками на перервах та з однолітками у дворі. Спілкуйся в чатах і на форумах по зацікавленням. Дуже важливо, щоб ти розвивався гармонійно та умів будувати відносини із самими різними людьми у реальному світі, і в Інтернеті! Це обов'язково стане тобі у пригоді в майбутньому, уміння спілкуватися потрібно для більшості сучасних професій.
Стань справжнім знавцем!
Дуже приємно відчувати себе справжнім знавцем Інтернету, комп'ютерних програм, мобільного телефону. Дізнавайся більше про можливості Інтернету та різних програм, особливо – програм, які допоможуть зробити твій Інтернет безпечнішим – антивірусах, спам-фільтрах, брандмауері. Попроси батьків розповісти тобі все, що вони про це знають, і сам шукай інформацію із цієї теми.
Дружи зі своїми батьками!
Часто тобі може здаватися, що батьки нічого не розуміють в твоїх захопленнях, що їм не цікаво те, чим ти займаєшся. Але не закривайся від батьків! Краще постарайся зробити їх своїми друзями. Обов'язково радься з ними по складних питаннях, розповідай про те, що нового ти довідався в Інтернеті, що тобі сподобалося, а що – навпаки, викликало переляк або інші неприємні емоції. Пам’ятай, батьки люблять тебе та хочуть, щоб у тебе все було гаразд. Крім того, у них значно більше досвіду спілкування з різними людьми, яким вони можуть з тобою поділитися.